- КОНЦЕРТ
- в русском церковн. пении впервые является в эпоху сближения русских певцов с польским "премудрейшим художеством партесного пения" под влиянием унии (XVI XVII в.). Представителем науки "творения" к. является Н. Дилецкий (См.). по определению которого к. есть "гласа со гласом борение... не в противоточии (контрапункт) токмо в нотах и в речах", под чем разумеется собственно имитационный стиль. 4-я часть грамматики Дилецкого трактует о творении к-в, до того времени неслыханных на Руси. Доморощенные композиторы скоро наводнили клиросное пение к-ми на 4, 6, 8, 12, 24 голоса. В библиотеке Синодального училища в Москве хранится до 500 таких к-в, принадлежащих авторам XVII и XVIII в. Титову, Редрикову, Бовыкину и др., часто с вычурными заглавиями: слеза, труба, веселого распева, с переговоркою и т.п. Это русско-польское концертное пение в половине XVIII в. уступило место пению итальянскому и к. принял иную форму, выдержанного мотета, так как авторы к-в, придворные капельмейстеры итальянцы Галуппи, Сарти и др., принадлежали к числу образованных и талантливых композиторов своего времени. Мелодический ариозный характер к-в понравился русским певцам и "фигуральное пение" быстро сделалось достоянием всех певческих хоров. Явились русские композиторы-подражатели, доведшие эту форму до крайних пределов вычурности и бравурности, что вынудило Св. Синод сделать не одно распоряжение о замене к. во время богослужения более приличным пением (1797, 1850 и др.). Однако, к-ты до сих пор не выводятся из употребления, особенно в захолустьях. Лучшие к-ы написаны Бортнянским и Львовым. Кроме них писали к. почти все наши духовные композиторы Ведель, Дегтярев, Давыдов, Бахметев и др. (П.).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.